Вашему вниманию предлагются ссылки на
бесплатные ресурсы сети посвещенные финансам и
экономике. Большинство - на русском языке (если у
Вас возникнут проблемы с иноязычными ресурсами -
обратитесь к страницам: языковые
словари, терминологические словари).
В настоящее время страница находится в стадии
разработки.
Хотя, по-видимому, азбучную истину уже понимают многие — акционерная форма капитала удобна именно своей способностью привлекать инвестиции. Для государства фондовый рынок не числится среди приоритетов развития. Уверенности в том, что к моменту выхода из кризиса фондовый рынок будет в состоянии пропустить через себя столь необходимые экономике финансовые потоки, как не было, так и нет. А следовательно, и ждать инвестиций в Украину при всем обилии мероприятий по «повышению уровня инвестиционного климата» не приходится.
Проследим за препятствиями, с которыми столкнется наш прямой инвестор при реализации приведенных выше планов. Даже не берем во внимание злосчастную коррупцию, рейдерство, бюрократизм. Рассмотрим только состояние законодательной и нормативной базы. Регистрация права собственности на купленный 85-процентный пакет. Действующий Закон «О национальной депозитарной системе и особенностях электронного обращения ценных бумаг в Украине», принятый в 1998 году (и очень нужный тогда), давно уже требует пересмотра с учетом нынешних реалий мирового опыта развития депозитарной системы. Между тем законодатель никак не доберется до принятия нужной сейчас уже не новой редакции, а нового закона.
Подготовленный проект закона Украины «О депозитарной системе учета ценных бумаг» пока вызывает больше вопросов, чем ответов. Причина в общей практике подготовки и принятия законов. Механизмы ввода в действие и реализации закона не прорабатываются на должном уровне. Обычно это затрагивает лишь законодательную, да и то довольно скупо, увязку нового закона с действующими законами. Вопросами системной увязки процедур в Украине не озабочены, что и открывает путь ошибкам, коррупции, рейдерству. Регулятору явно не хватает функций методического обеспечения процедур реализации законов.
Вернее, функция есть в статье 7, пункте 23 Закона «О государственном регулировании рынка ценных бумаг» (разъясняет порядок применения действующего законодательства). Но разговор о принципах, целях и методах государственного регулирования рынка ценных бумаг — отдельная и большая тема. Особенно когда в условиях мирового кризиса ведутся бурные дискуссии об уровне и роли государственного влияния на рынок. Вступив во владение 85% акций, наш инвестор попадает на минное поле участия в корпоративном управлении. Считается, что с 29 апреля 2009 года часть мин ему удастся обойти, т.к. начнет действовать новый Закон Украины «Об акционерных обществах». С процедурой ввода этого закона в действие тоже больше вопросов, чем ответов. Для части компаний еще два года будет действовать старый закон о хозяйственных обществах. Разобраться нашему инвестору в этом хитросплетении будет непросто. При этом нужно помнить, что по новому закону наш инвестор в порядке защиты прав миноритарных акционеров должен будет выкупить при их желании их пакеты акций. По какой цене? Попробуйте разобраться в статье 8 закона в понятии рыночной стоимости. По крайней мере, специалисты фондового рынка еще ведут бурные дискуссии, а инвесторы уже продумывают схемы, как обойти эту норму.
Для того чтобы адекватно оценить ситуацию в общемировом масштабе, необходимо обработать громадный объем информации, что практически нереально сделать в формате статьи. И так как источником кризиса была Америка, которая до сих пор является крупнейшей экономикой в мире, имеет смысл проанализировать её состояние, для того, чтобы оценить возможные варианты развития событий. Вполне возможно, что главный виновник кризиса послужит и локомотивом, способным вытащить из кризиса и другие страны.