Вашему вниманию предлагются ссылки на
бесплатные ресурсы сети посвещенные финансам и
экономике. Большинство - на русском языке (если у
Вас возникнут проблемы с иноязычными ресурсами -
обратитесь к страницам: языковые
словари, терминологические словари).
В настоящее время страница находится в стадии
разработки.
Работа с рынками (создание государственно-частных
партнерств) и помощь в их развитии (субсидирование исследовательской
деятельности или осуществление регулятивных функций) находятся теперь в центре
внимания межправительственных организаций. Третьим аспектом этой
рыночно-ориентирован-ной работы является облегчение доступа к действующим
рынкам. Рассмотрим рынок товарных фьючерсов, инструменты которого для
управления товарным риском способны заменить такие предлагаемые правительством
подходы, как буферные запасы, и такие межправительственные усилия, как
международные товарные соглашения16. Доступ на рынки товарных фьючерсов затруднен
для производителей в развивающихся странах, что лишает их этого инструмента
управления изменчивостью товарных цен. Облегчение доступа, как утверждает (в
этой книге) Морган, задействовало бы неиспользованные резервы производительности.
Одним из путей к этому является создание национальных посредников в
развивающихся странах и оказание этим посредникам технической помощи и других
услуг.
Рынки приносят двойную выгоду — от повышения
эффективности и сокращения участия государства. Правительства могут ограничить
свою роль регулированием и другими дополнительными действиями вместо того,
чтобы заниматься этой проблемой самостоятельно при помощи традиционного
государственного финансирования. Правительства могли бы ввести новые права
собственности или «квази-права» собственности, такие, как лицензии на
загрязнение, а также лицензировать и осуществлять надзор над торговыми
операциями, предоставляя куплю-продажу и связанные с ними финансовые операции
частным лицам. Они также могли бы обеспечить финансовые стимулы частным игрокам
и помогать им преодолевать проблемы доступа на рынки.
Даже в серьезнейшей проблеме кризиса суверенных
долгов теперь происходит сдвиг от нормативного и межправительственного подхода
к договорным и рыночным решениям. По мнению Айченгрина (в этой книге), эмиссия
суверенных облигаций согласно законодательству штата Нью-Йорк начинает
следовать британскому подходу, предполагающему включение оговорки о
коллективных действиях в облигационные контракты, чтобы допустить более гибкую
реакцию на невыполнение обязательств. Этому сдвигу способствовал ограниченный,
но значимый вклад в доработку документов ряда правительств и Международного
валютного фонда, направленный, прежде всего, на обеспечение типового текста
оговорок и признание рынка.
Для того чтобы адекватно оценить ситуацию в общемировом масштабе, необходимо обработать громадный объем информации, что практически нереально сделать в формате статьи. И так как источником кризиса была Америка, которая до сих пор является крупнейшей экономикой в мире, имеет смысл проанализировать её состояние, для того, чтобы оценить возможные варианты развития событий. Вполне возможно, что главный виновник кризиса послужит и локомотивом, способным вытащить из кризиса и другие страны.